В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей, а под личной заинтересованностью -возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (пли) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами.
Таким образом, конфликт интересов - это ситуация, когда личная заинтересованность служащего - возможность получения выгоды в виде денег. ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера - влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и причинить вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Антикоррупционное законодательство предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» определено, что государственные и муниципальные служащие обязаны в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.
Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Действующим законодательством закреплен и комплекс мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, к числу которых относится изменение должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов; отстранение служащего от исполнения должностных обязанностей; отвод или самоотвод государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов.
Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, а также их работодателем мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего со службы.
Следует отметить, что обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов распространяется не только на государственных и муниципальных служащих, но и на иных лиц, в том числе сотрудников государственных и муниципальных учреждений.