Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются соответствующей адаптированной образовательной программой, а инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образование может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким детям также предоставляется доступ к инклюзивному образованию - совместному обучению (воспитанию), в том числе совместным учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья.
Образовательные организации обязаны обеспечить условия доступности для инвалидов объектов, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также оказание им при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Педагогические работники должны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования, при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями.
Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.
К детям данной категории (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) не применяются меры дисциплинарного взыскания (например, таких детей нельзя отчислить).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В штатное расписание организаций, в которых обучаются такие несовершеннолетние, вводятся штатные единицы различных специалистов (например, учитель-логопед).
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и других обучающихся создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
При получении образования предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, а также при необходимости услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, психолога, дефектолога.
Дети с ОВЗ, обучающиеся в общеобразовательных организациях (школах), в период обучения обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, при получении образования на дому такое питание может быть заменено на денежную компенсацию.