На исполнителей жилищно-коммунальных услуг Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не распространяет свое действие. В этой связи к административной ответственности за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан по ст. 5.59 КоАП РФ данные организации привлечены быть не могут.
Сроки рассмотрения обращений исполнителями жилищно-коммунальных услуг утверждены несколькими нормативными правовыми актами (далее - НПА), в числе которых: Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ); Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Далее - Правила 354); Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила 416); Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила 491).
Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан осуществлять рассмотрение обращений собственников и нанимателей жилых помещений и иных потребителей жилищно-коммунальных услуг и направлять ответы и выполнять требования по следующим обращениям в следующие сроки:
1) запрос о перечне, объемах, качестве, периодичности оказанных услуг и(или) выполненных работ по содержанию жилого помещения - не позднее пяти рабочих дней с даты обращения (пп. «а» п. 40 Правил 491);
2) требование проверки правильности начисления размера платы, задолженности или переплаты за коммунальные услуги, заявленное на личном приеме - немедленно (пп. «д» п. 31 Правил 354). По результатам проверки Исполнитель обязан выдать заявителю документы, содержащие правильно начисленные платежи, заверенные по просьбе заявителя подписью руководителя и печатью Исполнителя;
3) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения - не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ о принятом решении (ч.12 ст. 156 ЖК РФ);
4) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги - не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ заявителю (ч.б ст. 157 ЖК РФ);
5) заявление о проверке состояния индивидуальных приборов учета, а также распределителей - не более десяти рабочих дней со дня получения заявления (пп. «е (2)» п. 31 Правил 354);
6) обращение об ознакомлении со сведениями о показаниях общедомового прибора учета - в течение одного рабочего дня со дня обращения (пп. «е» п. 31 Правил 354);
7) запрос сведений о показаниях общедомовых приборов учета за период не более трех лет - не позднее трех рабочих дня со дней получения запроса (абз. 4 п. 34 Правил 416);
8) жалоба на качество коммунальных услуг - в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы (пп. «к» п. 31 Правил 354);
9) запросы информации за запрашиваемые расчетные периоды о помесячных объемах потребления коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета; о суммарных объемах коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях дома; об объемах коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг - не позднее трех рабочих дня со дней получения запроса (абз.З п.34 Правил 416, пп.«р» п.31 Правил 354);
10) запрос о предоставлении копии Акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника/пользователя помещения многоквартирного дома, общему имуществу собственников (описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен) - не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз.5 п.34 Правил 416);
11) запрос о предоставлении копии Акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг/выполнении работ по содержанию общего имущества, составленного в соответствии с Правилами 491 - не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз.6 п.34 Правил 416);
12) запрос о предоставлении копии Акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правил 354 - не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса (абз. 7 п. 34 Правил 416);
13) обращение собственника или иного лица, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме - реестр предоставляется в течение 5 дней с момента получения обращения (часть 3.1 статьи 45 ЖК РФ);
14) срок ответа на прочие запросы (обращения) собственников или пользователей помещений в МКД составляет не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (обращения) (п.36 Правил 416);
15) ответ на запросы (обращения) лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в МКД, направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения). Управляющие организации/ТСЖ/ЖСК может продлить срок рассмотрения запроса (обращения) не более чем на 30 календарных дней в случае, если для подготовки ответа необходимо получение информации от иных лиц, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя. Уведомление направляется в адрес заявителя до истечения 30-дневного срока рассмотрения запроса (п.37 Правил 416).
За нарушения сроков направления ответов на обращения граждан управляющие компании (ТСН, ТСЖ, ЖСК) несут по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.